Бодрого всем!
Первомаю посвящается!
Тут, на Коте вопрос русских и не очень русских революций поднимался не раз и не два и, вроде бы, тема раскрыта. Но весенний день первого мая стучит в мое сердце пеплом листьев, собранных и сожженных на субботнике, и требует написания сей короткой, но, надеюсь, содержательной заметки! Приступим, товарищи!
История маевок рассказывает нам о том, что фабричные и заводские рабочие до революции устраивали первого мая сходки и разные там гуляния, песни пели, листовки читали, красными флагами размахивали, обсуждали свои хотелки: ДВЕНАДЦАТИЧАСОВОЙ рабочий день, ибо по 14-16 часов работать уставали, бездельники! Зарплату требовали платить им денежкой, а не талончиками, которые можно отоварить только в лавке хозяина, оболтусы! В общем, занимались абсолютно антиобщественной фигней и мешали честным предпринимателям получать их законную сверхприбыль. Владельцы заводов, газет и даже пароходов от такого были не в восторге и для разгона несанкционированных мероприятий нанимали специально обученных личностей, которые с помощью березовых дрынов и другого подсобного материала разгоняли незаконные собрания. А если не справлялись сами, привлекали для этого неблагородного дела полицию и казаков.
Вот дабы подобного не случалось, в составе оппозиционно-революционных партий и начали появляться специальные боевые группы. У эсеров это была «Боевая организация», у большевиков «боевые дружины». Назывались они по-разному, а функционал был почти схожий. Помимо охраны партийных сходок, на эти группы были возложены функции партийной разведки и контрразведки. Очень быстро участники этих организаций, помимо охраны партийных собраний, стали привлекаться для проведения экспроприаций неправедно нажитого имущества у буржуинов, проведения террористических актов и других совершенно неблаговидных дел. Издание революционных газет и листовок требовало соответствующего оборудования, его нужно было покупать за кэш. Содержание членов партии, прокисающих в пивных Женевы, Мюнхена, а также в лондонских пабах, тоже влетало в копеечку. И хотя зарубежные спонсоры денежку подкидывали, но свое иметь всегда хорошо, поэтому для пополнения партийной кассы использовались любые методы. Все это несколько вываливалось из образа честных революционеров, поэтому официально боевые организации очень быстро распустили, запретили и всячески от них открестились.
Давайте же попробуем немного больше узнать о таких интересных мальчиках и девочках. Почему я думаю, что они интересные? Сейчас поймете. Смотреть будем на примере большевиков, мне так удобнее. Итак, Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) к 1905 году на территории Российской империи насчитывала всего около 14 тысяч мемберов и находилась на нелегальном положении. Ее наиболее активные участники практически постоянно жили по поддельным документам, скрываясь от полиции и жандармов. А те, соответственно, всеми силами пытались революционеров отловить и отправить заниматься национальным русским спортом: освоением сибирских просторов в кандалах и с кайлом (пилой, топором) в руках. С этой целью в большевистские (и не только) организации внедрялись специально обученные агенты и провокаторы. В подобном увлекательном соревновании были успехи и у тех и у других. То одни внедрят провокатора и накроют подпольную ячейку, то другие вычислят агента и прикопают его втихую. Однако революционеры, прекрасно осознавая факт того, что силы принуждения государства значительно превышают их возможности, старались минимизировать риски провалов. Для этого в организации был разработан ряд специальных мер конспирации. Как правило, все низовые большевистские ячейки состояли из трех-пяти человек, которые замыкались на одного старшего, при этом члены одной ячейки совершенно не знали ничего о членах других подобных групп. Аналогичным образом система работала и на более высоком уровне. Связь, раздача указаний и тому подобные вещи осуществлялись, как правило, с помощью специально подготовленных тайников и лишь в крайнем случае использовались специальные связные.
И вот, даже на фоне такого уровня конспирации, боевые группы выделялись очень и очень сильно. Во-первых, об их существовании был осведомлен крайне ограниченный круг лиц, среди рядовых членов партии разве что смутные слухи об их существовании ходили. Во-вторых, для осуществления экспроприаций и других силовых акций, направленных на приобретение ценностей, необходимо было обладать целым рядом специфических навыков. Члены боевых групп активно учились стрелять из всех видов стрелкового оружия и другим весьма и весьма своеобразным вещам. Так, член уфимской боевой группы Иван Павлов в своих воспоминаниях говорит о том, что их учили собирать и разбирать трехлинейку, пистолеты Маузера, Парабеллум, Кольт, Браунинг, револьверы Смита и Вессона, Нагана. Впечатляющий список, да? Мало того, в программу входило обучение обращению с взрывчатыми веществами: пироксилином, динамитом. Подробно изучались все виды уставов императорской армии. Еженедельно с боевиками проводились практические занятия, на которых отрабатывались метание самодельных бомб, стрельба из всех видов оружия, стрельба в движении, стрельба с двух рук. В среднем, на каждого боевика за время одного занятия расходовалось около пятисот патронов. Много это или мало? А вы у своих знакомых, которые в полиции работают, спросите, как часто они в тир ходят? Раз или два в месяц? И сколько патронов они при этом расстреливают? Восемь или целых шестнадцать? А еще боевики изучали санитарную подготовку, основы саперного дела и военной разведки, тактику уличного боя, историю англо-бурской войны. Занятия по боевке проводились действующими или отставными офицерами, некоторые проводили занятия в масках, скрывающих лицо. Помимо этого, с членами боевых организаций в обязательном порядке проводились занятия по политической экономике, они изучали труды Ленина, Маркса, Плеханова. Учили основы риторики, маскировки, использования театрального грима, ряд других предметов. При этом, практически все боевики были абсолютно уверены в том, что не доживут до победы мировой революции, а погибнут раньше в борьбе за счастье народа. Этакие смертники-самураи от революции. Прошу заметить, все это в глубоко провинциальной Уфе, а кого готовили в столицах?
Там структура была несколько отличной от провинциальных групп. Организация уже была порайонная, численность, как правило, в 20-25 человек с делением на тройки и пятерки. Большая численность диктовала свои условия. Группу боевиков возглавлял внешне не привлекающий к себе внимания инженер или пользующийся солидным авторитетом заводской мастер. Имелся свой секретарь, обычно, одинокая учительница или курсистка, пострадавшая от режима. Причины могли быть абсолютно разными: муж умер на каторге или казаки нагайками забили во время забастовки. Самое главное, что дама была кристальной честности и такой же кристальной ненависти к полиции и имперскому режиму в целом. Если обычного боевика-бомбиста жандармам изредка удавалось расколоть и даже перевербовать, то вот казначеев ни разу. Характерный пример такой дамы – знаменитая Землячка. В девичестве Розалия Залкинд (партийные клички Осипов, Демон, Валерия, тетя Аня и еще куча разных), дочь богатейшего киевского купца первой гильдии Соломона Залкинда. Получила превосходное образование, профессии врача обучалась в Лионском университете, ибо в прогрессивной Российской империи женщин медицине не учили, в совершенстве владела несколькими европейскими языками. Абсолютной отмороженности была дама, история ее жизни достойна отдельной заметки. Вполне возможно, когда-нибудь, я попробую ее рассказать вам друзья, ибо на эту даму столько говна вылили и не всегда справедлив, как мне кажется. Хотя, людей которые пользовались абсолютным доверием и Ленина и Сталина можно по пальцам одной руки пересчитать, так вот, Землячка в эту когорту входит. Вернемся к рассказу о боевых дружинах. В наличии у группы был свой химик и оружейник. Частенько, именно боевым группам доверяли производство бомб и снаряжение патронов. Стреляли то очень много, а покупать дорого, да и спалиться при покупке патронов перед охранкой проще простого. Поэтому, у каждой приличной боевой группы была своя химлаборатория и патронный заводик.
В результате приложенных усилий, на выходе получался штучный товар, куда там Джеймсу ненашему Бонду. Наиболее известные члены боевых дружин РСДРП(б) на слуху у любого, кто хоть немного интересуется историей: Камо (Тер-Петросян), Л.Б. Красин. Ну и, конечно же, самый известный – скромный выпускник Тифлисской духовной семинарии И.В. Джугашвили, значительно более известный под партийным псевдонимом «Сталин».
Результаты деятельности боевых групп также впечатляют. В 1906 году членами боевой дружины Уфимского горкома РСДРП(б) организовано дерзкое нападение на почтовый поезд, перевозивший крупную денежную сумму. В результате налета, партийная касса была пополнена на 153 тысячи рублей. Гигантская сумма, по тем временам, когда среднемесячная зарплата квалифицированного рабочего на заводе в то время составляла рублей 20-30, жалование поручика в армии равнялось 70 рублям, а городового в полиции 20. Из экспроприированного 25 тысяч ушло на организацию Лондонского съезда большевиков, 15 тысяч в Питер на организацию типографии и выпуск газеты, остальное на школы бомбистов Красина и закупку оружия.
В 1907 году два члена боевой дружины, известные нам под кличками Камо и Сталин, под руководством Ленина и уже упоминаемого Леонида Красина организовали самой громкий и денежный большевистский экс. В результате нападения на почтовую карету Тифлисского отделения Государственного банка, добычей боевиков стало около 340 тысяч рублей (примерно 3,5 миллиона долларов по курсу 2008 года). Власти сообщили о трех погибших и около 50 раненых в результате нападения.
Полиция и жандармское управление пытались противостоять этой напасти, но не всегда успешно. В декабре 1906 года, в Охтенском районе Питера, полиция получила достоверную информацию о наличии на районе подпольного патронного заводика большевиков. Операцию по штурму и задержанию планировали и проводили совместно с жандармами. В мероприятиях участвовало около 40 подготовленных сотрудников, вооруженных винтовками и револьверами, в наличии имелся точный план дома. Но на беду доблестных правоохранителей, операцию они начали проводить ровно в тот момент, когда на заводике планировался вывоз продукции, соответственно за подготовленным пришел боевик-курьер. Вот он-то, вдвоём с оружейником, располагая почти двумя тысячами патронов и запасом бомб, устроил сумасшедшие ночные пострелушки и побегушки, в результате которых у полиции пять трупов сотрудников, ранен дворник, а боевики ушли с остатками патронов и бомб.
И это еще большевики не занимались личным террором, в отличие от тех же эсеров, от действий которых в период с 1905 по 1907 год пострадало около девяти тысяч человек, из них только убитых более двух тысяч.
Фото 1. Маевка
Фото 2. Камо (Тер-Петросян)
Фото 3. Сталин (Джугашвили)
Фото 4. Разгон демонстрации.
#Татаринов@catx2
#Заметка@catx2